Виды зерновых грузов
Зерно — это собирательное название продукции, получаемой от различных сельскохозяйственных культур. К зерновым грузам относятся:
— зерно злаковых (пшеница, рожь, овёс, кукуруза и др.);
— зернобобовые (фасоль, соя, горох, чечевица, бобы);
— семена масличных (подсолнечник, лён и т. д.);
— продукты переработки вышеперечисленных сельскохозяйственных культур (мука, крупы, жмых, комбикорма).
Условия транспортировки зерновых
Все зерновые относятся к категории ценных грузов, поэтому при транспортировке необходимо следить за сохранностью их качества и количества. Чтобы перевозка прошла успешно, нужно учитывать физико-механические (вес, влажность, сыпучесть и др.) и биологические (например, дыхание, самосогревание, наличие вредителей) свойства этого продукта.
Зерно при перевозке требует определенных температурных показателей, при которых сохраняются его качественные характеристики. Для хранения оптимальна температура +5...+15 оС. При повышенных температурных показателях зерно перегревается, начинает темнеть и разлагаться. При слишком низких температурах оно перемерзает и повреждается.
Влажность тоже относится к важным для хранения параметрам. Оптимальным показателем для зерновой массы является 14-15 %. При повышенной влажности развивается плесень, и продукция начинает гнить.
Подготовка зерна к транспортировке
Транспортировку выполняют, учитывая пожелания клиента и параметры груза. Перевозить зерновые можно в потребительской упаковке, транспортной таре или бестарным методом (ТР ТС 015/2011 ст. 4 п. 16). Нанесённая на упаковочные материалы маркировка должна быть на русском языке, если груз перевозится по территории РФ или Таможенного союза. Использование иностранных языков допустимо, если товар отправляется за рубеж.
При выборе упаковки и способа транспортировки нужно учитывать специфические требования к перевозке отдельных типов продукции:
1. Подготавливая рис к перевозке, его размещают в одинарных либо двойных мешках, которые обеспечивают защиту от влаги. Перевозя и храня рис, обеспечивают нормальную вентиляцию. Это обусловлено тем, что злак легко поглощает сторонние запахи.
2. Из бобовых чаще всего транспортируют гороховые, фасолевые, арахисовые, чечевичные, соевые культуры. Их размещают в мешках либо насыпают в кузов. Арахис и соя содержат много жировых компонентов. Также бобовые склонны к самосогреванию, что тоже принимают во внимание при транспортировке. В мешках объем этих злаков должен быть равен 1,3-1,8 м3/т.
3. Кукуруза склонна к самосогреванию, поэтому при слабой вентиляции портится. Ее нельзя транспортировать со злаками, качества которых ухудшаются из-за сырости, потому что в пути кукуруза может отдавать влагу. Удельный объем погрузки в таре равен 1,52 м3/т. При перевозке навалом данный показатель равен 1,39 м3/т.
4. Жмых считается остаточной продукцией, которую получают, отжимая растительные масла из семян. Масло, которое осталось в семенах, окисляется, из-за чего приобретает способность к самовозгоранию. Опаснее всего жмых, который имеет влажность меньше 5 % и больше 10 %, содержит больше 9 % жировых компонентов. Такую продукцию нельзя транспортировать. В нормальных условиях жмых не возгорается, если концентрация влаги равна 5-6 %, а жирность не превышает 8 %. Температурные показатели должны находиться в диапазоне +10...+35 оС.
5. Шрот считается одним из видов жмыха, который получают, дополнительно извлекая из продукции жиры. Концентрация жировых компонентов в шроте не должна превышать 3 %. По этой причине он не особо склонен к возгоранию, но формирует взрывоопасную пыль. Также в нем содержатся остатки жидкости, которая легко воспламеняется. При соприкосновении с воздухом она образует опасную смесь. Шрот и жмых перевозят как в мешках, так и навалом.
Выбор транспортной компании
Зерновые грузы являются сыпучими и при перевозке могут перемещаться. Кроме того, зерно чувствительно к влаге, температуре и подвержено влиянию вредителей. Чтобы обеспечить сохранность такой продукции, нужно не только подобрать правильную тару, но и найти подходящее транспортное средство. Выбирая транспортную фирму, нужно принимать во внимание ее опыт работы в области грузовых перевозок. Те компании, которые работают много лет, имеют большой автопарк для транспортировки различных типов грузов. При подборе нужно обратить внимание на наличие специализированных грузовиков и вагонов-хопперов (закрытых зерновозов).
Важно учитывать и то, как работают диспетчеры фирмы. В хорошей компании диспетчеры всегда помогут быстро решить возникшие вопросы. Выполнение контракта на перевозку зерна требует соблюдения сроков. Важно вовремя доставить продукцию на таможню, чтобы не истёк срок действия фитосанитарного сертификата и своевременно отгрузить товар покупателю. Если транспортная организация располагает своим автопарком и имеет солидный опыт доставки грузов, то у неё хорошо отлажена логистика и сведены к минимуму риски простоев. Это может гарантировать, что компания точно соблюдет все пункты подписанного соглашения.
Необходимо обращать внимание также на то, гарантирует ли фирма сохранность зерна при перевозке. Такой гарантией может являться страхование зерна, прописанная в контракте ответственность перевозчика. Лучше всего, если страховку можно оформить прямо при заключении соглашения с транспортной фирмой.
Отгрузка зерна
Помимо правильно выбранного транспорта важно, чтобы у компании-перевозчика было всё необходимое для погрузки зерна. Обычно продукцию засыпают в специальные грузовики либо ж/д вагоны с соответствующими контейнерами либо бункерами. Перед отгрузкой контейнеры очищают от прошлых грузов, проверяют на наличие деформаций. Кроме того, оценивается их герметичность и соответствие нормам для хранения зерна.
Зерновые равномерно распределяют в контейнере, чтобы предотвратить их сдвиг при перевозке. Для этого применяют специальное оснащение, например, конвейеры, погрузчики. Всё оборудование, которое используется для погрузки, должно быть тщательно очищено и обеззаражено. Компания-перевозчик должна предоставить соответствующие акты и подтвердить фитосанитарную безопасность. Для предотвращения смещения злаков правильно фиксируют контейнеры на транспорте. Если зерно транспортируется насыпью в хоппере или трюме, дополнительных средств фиксации не требуется.
Чаще всего для транспортировки злаков на экспорт применяют морской и железнодорожный транспорт. Он позволяет перевозить крупные товарные партии по низкой цене. Злаки отгружают на экспорт в новороссийских, кавказских, прибалтийских, каспийских портах. Груз также транспортируется в специальных цистернах на кораблях.
Железнодорожным транспортом злаки вывозят из Центральной России, сибирских и уральских регионов. Для этого применяют специальные вагоны. Такой вариант считается самым выгодным в экономическом плане.
Какие документы нужны для транспортировки зерна по РФ
Транспортировка злаков по РФ выполняется с учетом карантинных фитосанитарных норм, положений ТР ТС «О безопасности зерна» 015/2011. Злаки, транспортируемые между регионами России, должны иметь такие документы:
— карантинный сертификат;
— декларация соответствия;
— товаросопроводительная документация.
Карантинный сертификат подтверждает, что зерно соответствует действующим фитосанитарным нормам и не заражено вредителями. Этот документ можно получить в Россельхознадзоре только после фитосанитарного обеззараживания.
Досмотр на таможне и фитосанитарная безопасность
Правила, по которым экспортируют злаки, регламентируются федеральным законом номер 206 от 21 июля 2014 г. и Таможенным кодексом ЕАЭС. На таможне проверяют документы, декларируют продукцию, оплачивают пошлины. Кроме того, таможенники:
— устно опрашивают перевозчика;
— осматривают, досматривают грузы;
— проверяют маркировки.
Груз нужно предъявить таможенникам. После прибытия зерна на таможню ее служащие уведомляются об этом в течение 30 мин. Продукцию проверяют, оформляют декларацию. Также платят пошлины, сборы.
Каждая партия злаковых предусматривает такую сопроводительную документацию:
— внешнеэкономический договор;
— номер сделки, если ее сумма больше 6 млн рублей;
— таможенная декларация;
— инвойс;
— фитосанитарный сертификат;
— транспортная документация;
— разрешительная документация;
— описание продукции;
— сертификат происхождения.
Декларацию подают на бумаге либо в электронном формате. При этом электронную документацию подают только через специальное приложение. В декларации указывают данные о продукции, таможенном режиме, а также о том, кто отправляет/получает продукцию.
Декларация выдается на каждую товарную партию. В ней указывают идентификатор, дату оформления сертификата, название выдавшего его органа. Для заверения ксерокопии применяют подпись декларанта.
Процедура оформления зерна на таможне имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, для вывоза злаков из РФ должен быть оформлен фитосанитарный сертификат, который подтверждает безопасность экспортируемой продукции. Таможенникам предоставляют оригинал документа, при этом важно учесть, что его действие длится не больше 14 дней. Также с 2022 года все операции с зерновыми производятся исключительно через ФГИС зерно. Каждый этап перевозки продукции должен отражаться в системе, в противном случае продать товар не получится.
Чтобы отправить груз зерна транспортной компанией, нужно учитывать, какой именно тип зерновых транспортируется. Также в расчёт берутся требования клиента и выстраивается маршрут. Как правило, международные перевозки зерна производятся морским транспортом, но при отсутствии портов перевозки на дальние расстояния выполняют по железной дороге. Внутрироссийские поставки производятся как по ж/д, так и автотранспортом, однако даже при отправке груза на малые расстояния важно соблюдать условия хранения зерновых и требования законодательства. Для каждой партии зерна необходимо оформлять карантинный и фитосанитарный сертификаты, которые позволят подтвердить соответствие груза действующим нормам. Заказать документ можно самостоятельно, однако лучше всего обратиться за помощью к профессионалам. Первая Фумигационная Компания проведёт для Вас фитосанитарную обработку продукции и поможет в оформлении сопроводительной документации. С нами Вы легко пройдёте таможенный досмотр и выполните требования покупателей.
Комментарии ()