Что относится к зерновым грузам
Зерновые грузы входят в категорию сельскохозяйственной продукции и включают следующие культуры:
— яровая и озимая пшеница;
— пивоваренный и фуражный ячмень;
— сырой и обрушенный овес;
— кукуруза;
— полированный и неполированный рис;
— мука пшеничная, гречневая крупа и другие продукты, полученные из зерновых культур.
Для зерновых грузов характерна высокая плотность, поэтому их перевозка осуществляется с применением крупногабаритных транспортных средств.
Особенности перевозки зерна
В процессе организации перевозки растительной продукции важно учитывать особенности транспортировки такого груза:
— Большие объемы. Зерно экспортируется в больших объемах, что требует применения специального оборудования и транспортных средств, например, зернопогрузчиков, контейнеров или вагонов-зерновозов.
— Требования к условиям хранения. Сохранить товарную ценность зерна можно только в том случае, если будут соблюдены условия его хранения. Речь идет о контроле температуры и влажности на всех этапах доставки зерна до места назначения. Перевозимое зерно должно оставаться сухим, чтобы исключить риск развития плесени. Помимо этого, важно обеспечить хорошую вентиляцию и защитить злаковые культуры от загрязнений и вредителей.
— Риски потери. Если груз перевозится в открытом вагоне или грузовике, существует высокая вероятность того, что зерно рассыпется или будет развеяно по пути. Помимо этого, зерновые культуры могут смешаться с другими материалами или загрязниться. Во избежание потерь необходимо закрывать груз и обязательно использовать подходящую упаковку при перевозке семенного зерна.
— Подтверждение надлежащего качества продукции и фитосанитарных требований. Перевозимое по территории РФ зерно должно пройти специальную проверку с выдачей карантинного сертификата. Он служит подтверждением того, что продукция является экологически чистой. При экспорте зерновых культур потребуется получить фитосанитарный сертификат, выдаваемый в Россельхознадзоре. Отсутствие документа повлечет за собой штраф, приведёт к конфискации или утилизации экспортируемой продукции.
Законодательные требования
Перевозка зерна должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями и с соблюдением законодательства. Планируя транспортировку зерновых грузов, важно знать эти нормы и придерживаться их.
1. Экспорт зерна
Растительная продукция в большинстве своем относится к подкарантинной, поэтому требует подтверждения ее безопасности при перевозке за пределы РФ. В соответствии с правилами международной торговли потребуется оформить фитосанитарный сертификат – специальный документ, подтверждающий прохождение фитосанитарного обеззараживания перевозимой продукции.
Обработка должна проводиться только лицензированной компанией, имеющей соответствующее оборудование и обученных специалистов. Следующий этап получения фитосанитарного сертификата – подача заявки в ВНИИКР на обследование продукции. Специалисты берут пробы и проводят анализы, на основании которых выдают заключение о безопасности продукции. Только после этого можно обращаться в Россельхознадзор за получением фитосанитарного сертификата.
2. Перевозка внутри страны
Законом РФ предусмотрено обязательное получение карантинного сертификата при перевозке зерновых грузов в другие регионы страны. Документ выдается в территориальном управлении Россельхознадзора после проведения фитосанитарных проверок.
Карантинный сертификат оформляется на каждую партию подлежащего перевозке зернового груза и содержит данные о регионе происхождения зерна, его сорте и качестве. Также в нем указывается наличие либо отсутствие сорняков, вредителей и прочих карантинных объектов. Отсутствие сертификата влечет за собой штраф (ст. 16.3 КоАП), а в случае повторного нарушения товар подлежит конфискации.
Виды транспорта для перевозки зерновых культур
Перевозка зерновых грузов осуществляется различными транспортными средствами:
— Автомобили незаменимы для транспортировки зерна на небольшие расстояния. Обладая высокой маневренностью, такой зерновоз может доставить продукцию непосредственно до места назначения. Обычно оборудуется прицепом либо контейнером.
— Ж/д вагоны (хопперы) отличаются большой грузоподъемностью и позволяют перевозить зерно на дальние расстояния. Их герметичная конструкция даёт возможность проводить в пути фитосанитарную обработку груза. Это позволяет обеспечивать экспорт из регионов, находящихся вдали от морских портов.
— Морские суда за счет большой грузоподъемности способны перевозить зерно на дальние расстояния. Являются основным средством транспортировки продукции на экспорт.
Для сохранения зерна при транспортировке нередко используются контейнеры, которые имеют большой объем и оборудованы вентиляцией для поддержания нужной температуры и влажности. Они предназначены для перевозки сельхозпродукции как на грузовиках, так и на морских судах и значительно сокращают фитосанитарные риски. В остальном на выбор транспорта влияют объем груза, дальность перевозки и транспортная доступность в месте назначения.
Погрузочно-разгрузочные работы
Безопасность и качество зерновых грузов во многом зависит от соблюдения технологии погрузки и разгрузки зерна.
1. Погрузка
Для данной процедуры характерны следующие особенности:
— Выбор транспорта с учетом перевозимого груза. Обычно это железнодорожные вагоны или суда-зерновозы, но могут использоваться и специализированные грузовики.
— Очищение от остатков предыдущих грузов, проверка на герметичность и наличие возможных повреждений.
— Фитосанитарная обработка и уничтожение вредителей, способных понизить качество продукции.
— При погрузке зерна важно равномерно распределить его в контейнере или трюме. Если высота зерновой насыпи в отдельных частях помещения будет слишком высокой, там могут появиться очаги самосогревания. Чтобы этого не произошло, применяются конвейеры либо погрузчики.
— Надежная защита от внешних воздействий. Чтобы растительная продукция во время транспортировки не отсырела после дождя и не заплесневела, её необходимо тщательно закрывать. На автотранспорте это делается с помощью специальных тентов, тогда как на судах и в вагонах достаточно плотно закрыть люки.
2. Разгрузка зерна
На этапе разгрузки злаковых культур должны учитываться следующие моменты:
— Правильный выбор места. Например, для автотранспорта важно, чтобы оно было устойчивым и ровным, а грузовик мог беспрепятственно к нему подъехать и маневрировать.
— Для разгрузки зерна используется специальное оборудование, в частности, цепные конвейеры, зернопогрузчики и т. п.
— Соблюдение правил безопасности для предотвращения травм сотрудников. Сюда относятся обучение персонала, правильная организация пространства, использование специального снаряжения.
— Соблюдение условий дегазации. При транспортировке в контейнерах или ж/д вагонах зерно часто проходит обработку фосфином. Чтобы фумигант не вырвался наружу и не отравил ядовитыми парами работников, принимающих товар, до начала разгрузочных работ нужно удалить весь газ. Сделать это могут только работники фумигационных компаний. Для этого можно использовать специальные дегазационные машины, но чаще пары токсичного газа удаляются посредством открывания ведущих наружу из трюма или вагона люков. Примерно через 6 часов следов фосфина не останется. Затем обязательно проводится оценка полноты дегазации посредством химического анализа образцов. На период проведения работ другие работники к транспорту не подпускаются.
— Контроль качества зерна. После разгрузки зерновая продукция проходит проверку, которая подтверждает, что за время пути товар не испортился и не был поврежден. Она может включать визуальный осмотр и проведение тестов. Если погрузка и разгрузка злаковых культур осуществляется с соблюдением всех технологий, риски стремятся к нулю.
Проблемы при перевозке зерна
Транспортировка зерна — это сложная процедура, которая сопровождается рядом проблем, влияющих на сохранность перевозимого груза. К ним относятся:
— Повреждение перевозимой продукции. Зерновые — это деликатный груз. При неправильном обращении с ними или нарушении технологии погрузочно-разгрузочных мероприятий риск повреждения зерна возрастает в несколько раз. Разбитые и раздавленные зерновки уже не считаются высококачественным товаром и относятся к потерям.
— Ухудшение качества злаковых. Зачастую происходит по причине нарушения условий хранения, воздействия вредителей или несоблюдения режима влажности. В дальнейшем такую продукцию не получится реализовать по хорошей цене, а при серьёзном ухудшении качества и вовсе нельзя будет употреблять.
— Потеря груза. Если зерно не было закрыто при транспортировке или произведена неправильная упаковка продукции, существует высокий риск потерять часть груза.
— Несоблюдение требований законодательства. При перевозке зерна важно действовать в соответствии с установленными требованиями закона и помнить о фитосанитарной безопасности. Пренебрежение нормами влечёт за собой штрафы, сбои в поставках и финансовые потери.
Перевозка зерна требует грамотной организации и соблюдения действующих требований законодательства. Важно подобрать правильный транспорт, пройти процедуру оформления карантинного или фитосанитарного сертификата, соблюсти правила погрузки и разгрузки зерна. На всех этапах особое внимание должно быть уделено безопасности зерновых культур, а самыми главными проблемами при экспорте зерна остаются наличие вредителей и развитие плесени. Чтобы не допустить размножения насекомых и опасных микроорганизмов, необходимо проводить фитосанитарную обработку продукции. В Первой Фумигационной Компании Вы можете заказать карантинное обеззараживание зерна и зернохранилищ. Мы гарантируем качество работ и выдаём все необходимые документы.
Комментарии ()