Сухопутный зерновой коридор
Для выполнения контракта российское зерно отправляется в Китай по железной дороге в специально оборудованных вагонах, которые входят в состав так называемого «сухопутного зернового флота». Маршрут поставок проходит через поселок Забайкальск, расположенный близ государственной границы. Обратно зерновозы отправятся из Китая не пустыми — место проданного зерна займёт другая продукция, допущенная к перевозке в РФ. Такая организация позволит повысить грузооборот между государствами и сократить издержки до минимума.
Поставки сельхозпродукции по контракту будут носить регулярный характер. Перевозка осуществляется согласно проекту «Новый сухопутный зерновой коридор» и на первом этапе должна составить 8 млн т в год. Благодаря запуску инициативы объёмы единовременных поставок продукции из Российской Федерации в КНР возрастут до 600 тыс. т. Проект предполагает развитие инфраструктуры и наращивание темпов экспорта. Согласно расчётам, в перспективе наша страна будет ежегодно отправлять в Китай до 16 млн т зерна.
Значение нового зернового коридора
Начало отгрузок продукции по новому контракту имеет важное значение для регионов Сибири и Дальнего Востока. Они находятся вдали от портов, через которые, как правило, осуществляется доставка крупных партий зерна. Невозможность выйти на покупателей и сложности с логистикой не способствуют развитию сельского хозяйства. В результате большое количество земель, подходящих для выращивания зерновых и масличных культур, попросту простаивает.
После запуска сухопутного зернового коридора у сибирских и дальневосточных производителей появится возможность продавать большие объёмы продукции по привлекательным ценам. Однако развитие направления в большей степени будет зависеть от позиции Китая. Если покупатели из Поднебесной заинтересованы в нашем зерне, то объёмы поставок увеличатся, а в процессе развития экспортного направления будет создаваться инфраструктура, необходимая для его функционирования. Так например, пропускная способность Забайкальского зернового терминала оценивается в 8 млн т в год. На данном этапе этого достаточно для выполнения договорных обязательств, но в перспективе ежегодные объёмы экспортируемой продукции должны составить 16 млн т. Чтобы выполнить эти требования, потребуется строительство ещё одного такого же объекта.
Трудности экспорта зерновых в КНР
Для обеспечения бесперебойных поставок зерна в Китай нужны не только железная дорога и терминалы. Потребуется целая сеть крупных элеваторов, где большие объёмы зерновых, предназначающихся на экспорт, будут находиться в целости и сохранности. Покупатели из Поднебесной предъявляют высокие требования к качеству приобретаемой продукции, и это относится не только к классу зерна, но и к наличию в нём вредителей. Хранилища, где продукция будет дожидаться отгрузки, должны обеспечивать подходящий температурный режим и оптимальную влажность, регулярно подвергаться очистке и проходить фумигацию. На данный момент вопросы фитосанитарной безопасности экспортируемой пшеницы можно решить за счёт фумигации при транспортировке. Зерновозы имеют герметично закрывающийся кузов, в котором за проведённое в пути время груз пройдёт полную обработку. В ходе контроля на российско-китайской границе инспекторы из Поднебесной подтвердят соответствие такой продукции международным нормам и разрешат ввоз.
Открытие сухопутного зернового коридора между Россией и Китаем — это шаг вперёд для обеих стран. Наши производители благодаря новому контракту получат возможность выращивать сельхозпродукцию на экспорт в регионах, где это раньше было невыгодно из-за отсутствия портов. Результатом станет развитие сельского хозяйства в Сибири и на Дальнем Востоке, а КНР получит крупного поставщика продукции. Однако на данном этапе эксперты рекомендуют проследить за динамикой поставок и не делать преждевременных выводов. Китай — это сложный партнёр, предъявляющий высокие требования к качеству всех без исключения товаров. Чтобы успешно вести дела с Поднебесной, необходимо тщательно следить за состоянием отправляемых на экспорт зерновых и проводить фумигацию зернохранилищ, где товар дожидается отгрузки. Так можно снизить вероятность повреждения продукции из-за деятельности вредителей и повысить шансы на успешное прохождение проверки на таможне.
Комментарии ()