Такая мера принимается в рамках исполнения поручений, данных Президентом Правительству РФ на совещании, проходившем 30 сентября 2020 года. Руководство нашей страны уже год принимает решения, которые так или иначе затрудняют вывоз необработанной древесины за рубеж. Как же Россия будет выстраивать работу в сфере ЛПК, чем руководствуются чиновники при введении ограничений и удастся ли с помощью запретов решить существующие в лесном хозяйстве проблемы?
Суть президентских поручений
Сентябрьское совещание, которое больше года назад провёл Президент России, было посвящено проблемам лесозаготовок и лесопереработки. Глава государства отметил, что в большей части регионов отношение к лесным ресурсам остаётся сугубо потребительским. Уровень технологий и средств, которые применяются, стабильно низок. При этом ставки делаются на экспорт сырья вместо создания перерабатывающих предприятий, а имеющиеся мощности зачастую находятся далеко от регионов-заготовителей леса. Не укрылись от внимания Президента проблемы с «чёрными» лесорубами и недостаточный уровень воспроизводства лесных ресурсов.
По итогам проведённого совещания перед Правительством были поставлены задачи по декриминализации и развитию отрасли:
— Создать и запустить единую государственную информационную систему, которая позволит контролировать все манипуляции, производимые с древесиной (ЛесЕГАИС). Правительство должно предоставить проверяющим структурам возможность отследить лесоматериал с момента заготовки до последующей переработки, а также определить факт пересечения им границы РФ. Правила функционирования данной системы не должны меняться в разных регионах страны. Важной составляющей успешности её работы является возможность определить, когда владелец груза предоставляет недостоверную информацию (место заготовки лесоматериалов, их вид и т. д.).
— Обеспечить развитие системы лесоустройства, разграничить полномочия федеральных структур и властей регионов. Не менее важно определить требования, которым обязаны соответствовать частные фирмы и организации, выполняющие работы по лесоустройству (лесосечные работы и др.). Особое внимание уделяется оценке текущего состояния лесов, планированию и инвентаризации.
— Все вопросы перевозки древесины, её хранения и переработки должны войти в сферу ответственности лесного надзора. Учёту и контролю подвергнутся не только все виды сделок с древесиной, но и сами пункты приёма материалов, их хранения и т. д.
— Направить силы и средства на модернизацию отрасли. Государство должно поддержать строительство объектов, относящихся к лесоперерабатывающей инфраструктуре. Предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в отрасли, должны получить финансовую помощь (льготные кредиты) для переоборудования.
— Отрасль должна стать привлекательной для инвестирования. С этой целью необходимо строить крупные перерабатывающие предприятия (например, целлюлозно-бумажные комбинаты). Важно организовать работу питомников, где выращивались бы саженцы будущих деревьев. Развитие сети лесных дорог должно сделать отдалённые районы подходящими для лесозаготовок, что позволит превратить труднодоступные лесные участки в перспективные территории.
— Развитие невозможно без кадров, а потому в отрасль необходимо привлечь молодых специалистов. Государственные программы по строительству жилья и помощь с его приобретением должны привлечь сотрудников.
Запреты и пошлины
Прекращение экспорта круглого леса не вводится внезапно и без подготовки. Об этом решении власти предупреждали заранее, и в течение последнего года уже был сделан ряд шагов, призванных осложнить жизнь компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые не желают менять образ действий. Так 1 июля государством были введены пошлины на экспорт лесоматериалов, произведённых из хвойных пород, а также дуба, ясеня и бука. До 31 декабря ими облагаются все пиломатериалы, влажность которых превышает 22%. Чтобы не попасть под действие пошлин, экспортируемую продукцию требуется обработать в сушильной камере.
Истоки этого решения также стоит искать в поручениях Президента от 30 сентября 2020. В п. 2г Пр-1816 прописано, что на товары из древесины, имеющие код 4407 ТН ВЭД, необходимо ввести дополнительную детализацию. В п. 2д говорится об установлении пошлин на сырую древесину. Ответственность за выполнение данных задач была возложена на М. В. Мишустина. Итогом стало июльское введение пошлин. Сейчас встаёт вопрос реализации п. 2ж поручений Президента, где говорится о запрете вывоза необработанный или слабо обработанной древесины. Одновременно прорабатываются меры, которые помогли бы эффективно бороться с вывозом минимально обработанных лесоматериалов. Чтобы наладить производство внутри страны и обеспечить развитие отрасли, нужно лишить заинтересованные организации лазеек. В частности, под ограничения с начала 2022 года попадёт экспорт сырых пиломатериалов толщиной более 10 см.
Перспективы и подводные камни
По подсчётам экспертов (данные ЛесЕГАИС), в 2020 году вывозом древесины за рубеж занимались около 4 тыс. компаний. Всех их коснутся новые запреты и ограничения. Не секрет, что большинство из них не обладают потенциалом для развития, а их технические возможности оставляют желать лучшего. Пилы и топоры — вот всё, чем богаты многие лесозаготовительные организации, и ожидать от них внезапного прорыва на новый уровень попросту бессмысленно.
Косвенно это подтверждает статистика, предоставленная таможенными структурами РФ. За 2020 год Россия поставила за рубеж 18,5 млн. т. материалов, не подвергавшихся обработке или претерпевших минимальное воздействие. ООН сообщает, что из них в Китай отправились 67%. Больше всего к экспорту круглого леса тяготеют Хабаровский край, Вологодская и Иркутская области, Приморье. На дальневосточные регионы приходится до 42% от общих объёмов экспорта необработанных лесоматериалов. Именно здесь добывать лес сложнее всего из-за труднодоступности территорий. При этом за Уралом отмечается недостаток перерабатывающих предприятий, а их строительство и запуск могут занять не один год.
Казалось бы, обстоятельства способствуют приходу инвесторов и вложениям в развитие отрасли, ведь имеется огромный простор для действий. Но для предпринимателей, которые будут получать прибыль от работающего предприятия, важно знать, как далеко находятся рынки сбыта и основные покупатели. На Дальнем Востоке и в Сибири доминирует Китай, который не заинтересован в приобретении готовой продукции. У этого гиганта достаточно своих мощностей, поэтому вряд ли в ближайшее время заводы за Уралом станут расти, как грибы после дождя. У готовых изделий из России есть и другие конкуренты на рынке, и они будут всеми силами отстаивать свои позиции. Поэтому строительство перерабатывающих заводов это только половина задачи. Настоящей проблемой может стать поиск покупателей и завоёвывание своей ниши, а это также займёт длительное время.
Эксперты предупреждают, что вводить заградительные пошлины и запрещать экспорт нужно очень осторожно. Такие решительные меры могут серьёзно ударить по не самым технологичным, но законопослушным компаниям, вызвав волну банкротств и безработицы. Одновременно перспектива сокращения поставок древесины может привести к росту цен на лесоматериалы. Как на это отреагируют мировые рынки и что случится на внутреннем, предугадать невозможно.
Руководство нашей страны серьёзно озаботилось состоянием лесного хозяйства и предложило ряд мер, призванных подтолкнуть отрасль к развитию. Безусловно, в нынешнем своём состоянии она приносит минимальную прибыль, тогда как покупатели сырья получают возможность самостоятельно изготавливать любые изделия и получать барыши. Не стоит надеяться, что переработка древесины на Дальнем Востоке и в других частях страны появится и разовьётся сама собой. За долгие годы здесь сформировались свои схемы, и разрушить их можно только в принудительном порядке. Поэтому введение ограничений является единственным механизмом, способным повлиять на ситуацию. Однако любые масштабные преобразования требуют длительного времени. У Правительства РФ есть многочисленные задачи, которые оно обязано выполнить. Но остаётся открытым вопрос, насколько успешными будут действия властей и удастся ли на практике реализовать план развития лесного хозяйства регионов. Запрет экспорта может повлиять на мировые цены на древесину, привести к росту безработицы там, где нет производственных мощностей, и вызвать увеличение объёмов нелегальных поставок древесины. Какими бы ни были перспективы, предприятиям придётся работать в имеющихся условиях, ведь пошлины и запреты являются частью государственных программ развития, а ответственность за их выполнение лежит на первых лицах государства.
Комментарии ()