Коронавирусная угроза активизировала ряд факторов, каждый из которых по-своему воздействует на внешнеэкономические операции. На фоне снижения деловой и потребительской активности под угрозой оказалась внешняя торговля. Закрытые границы не только сдерживают распространение инфекции, но и останавливают грузопотоки. Населению в таких условиях всерьёз приходится задумываться о возможном недостатке продовольствия и иных товаров. Для экономики государств и регионов это означает недополучение денег в бюджет от экспортных операций. Насколько же разрушительной оказалась пандемия и какой урон она нанесла отечественному экспорту?
Распространение коронавируса и закрытие границ
При вспышке коронавирусной инфекции на государственном уровне принимаются меры по усилению безопасности. Это касается как отдельных городов, регионов, так и целых стран. Первым удар закономерно принял на себя Китай. Эта страна — один из крупнейших российских внешнеэкономических партнёров, товарооборот с Поднебесной за 2019 год составил более 110 млрд. долларов. Уже в январе и феврале 2020 все компании, экспортирующие свою продукцию в Китай, столкнулись с задержками при прохождении проверок и во время погрузки-разгрузки товаров. Отмечались простои, скопления контейнеров на проверочных терминалах и другие сложности. Например, специалисты отмечают, что общее число принимаемых Китаем морских судов за этот период сократилось на 30% относительно обычных показателей. В портах не преминули воспользоваться сложностями и повысили стоимость фрахта. Тяжелее всего ситуация складывалась для владельцев скоропортящихся грузов.
По мере распространения инфекции подобная же картина наблюдалась и в других странах. И даже при отсутствии карантина в стране-импортёре не стоило сбрасывать со счетов необходимость транзита (особенно актуальна эта ситуация в Европе). Если грузу для доставки покупателю требовалось пересечь несколько границ, это приводило к многочисленным простоям и росту издержек. Эти и многие другие трудности при прохождении досмотра на границах, сбои и задержки привели к снижению товарооборота. Если сравнивать показатели российского экспорта за январь-февраль 2020 с данными за предыдущий год, то обнаруживается недополучение прибыли в 12,7%.
Однако на фоне падения поставок товаров из Китая открывались и возможности для продвижения российской продукции на мировом рынке. Так, например, возросли до 4,4% поставки отдельных видов товаров в страны Европы, США и на Ближний Восток. В частности увеличились объёмы поставок фанеры в Египет.
Выход из карантина
По мере уменьшения диагностируемых случаев коронавируса в пострадавших странах снимались карантинные ограничения. Так например, к марту в Китае ситуация начала стабилизироваться и постепенно стали вводить в строй предприятия, деятельность которых была остановлена. Начал увеличиваться и грузопоток — в портах Поднебесной уже в первых числах марта отмечали рост грузооборота на 7-10%. Увеличивающиеся потребности в сырье и товарах стимулировали и рост экспортных поставок из России в другие страны, восстанавливая просевшие за период карантина показатели.
Экспорт в цифрах и процентах
С января по май 2020 общий экспорт из России упал на 22% относительно аналогичного периода 2019 года, составив 135 млрд. долларов. Однако основное падение стоимостных показателей обеспечили нефть и топливо. Без них понижение составило всего 1,1%.
Уменьшился на 22% экспорт кругляка, на 6,6% — пиломатериалов. Такие показатели частично связаны с требованием китайской стороны проводить обязательную фумигацию лесопоставок, что могли себе позволить не все экспортёры, а частично — с целенаправленной политикой России, призванной увеличить экспорт продукции с добавленной стоимостью. Однако падение затронуло и эти категории товаров: экспорт ДВП упал на 22%, шпона — на 17%. На 14% уменьшился экспорт древесной тары. По многим категориям наблюдался рост: экспорт щепы вырос на 28%, бумаги и картона — на 16%, фанеры — на 7% и т. д. На фоне коронавируса очень высокие показатели роста поставок наблюдались у гигиенических изделий из целлюлозы — 34%.
Ещё одной актуальной для условий пандемии статьёй стал экспорт фармацевтических препаратов (увеличился на 18%), а также моющих средств (в частности мыла на 22%).
Снижение покупательной способности способствовало уменьшению показателей по экспорту мебели (10%), стиральных машин (14%), телевизоров (15%), холодильников (20%). Сократился экспорт автомобилей: на 44% — легковых, спецтранспорта — на 34%, грузовиков — на 30%. Уменьшился экспорт сельскохозяйственной техники на 15%. В целом по экспорту продукции российского машиностроения наблюдается серьёзный спад.
Значительных успехов достиг в экспорте российский АПК. На 25% выросли поставки зерна. Экспорт сои вырос в 2,1 раза. В 4,9 раза возрос экспорт подсолнечника. На треть увеличился экспорт растительных масел, причём поставки подсолнечного масла составляют 40%. Высокие показатели у экспорта жмыха и шрота — 27%.
Поставки сахара бьют рекорды — показатели в 8 раз больше, чем в 2019 году. Положительная динамика у поставок жома (77%) и патоки (51%).
Ещё один рекорд обеспечили поставки мяса и субпродуктов — рост составил 72%.
По мере ослабления карантина грузопотоки восстанавливаются и показатели экспорта растут, однако в случае новой волны коронавируса и повторного введения мер ситуация может многократно усугубиться. Несмотря на общее положительное сальдо российского товарооборота, не стоит считать, что наша страна успешно миновала коронавирусный кризис. Отдельные отрасли экспортируют свою продукцию и наращивают производства, тогда как в других направлениях фиксируется спад при отсутствии перспектив к восстановлению.
Сам по себе коронавирус не является фактором, обрушивающим экспорт, но он запускает многочисленные процессы, каждый из которых оказывает своё влияние ещё очень длительное время. Даже если бы нам не угрожала вторая волна заболевания, а COVID-19 был бы повержен, упавший спрос на мировых рынках и ослабление рубля всё равно оказывали бы своё влияние. Скомпенсировать подобные обстоятельства невозможно (нельзя, например, сделать так, чтобы люди сразу стали покупать в тех же объёмах, как и до кризиса). Поэтому во время пандемии и при угрозе второй волны отдельным предприятиям и целым отраслям может потребоваться господдержка и дополнительное финансирование.
Комментарии ()